Это будет очень-очень-очень длинный пост, с фоточками и моими мыслями. Это ни в коем разе не инструкция по тому, как правильно добираться до Мутяньюй или до Бадалин или до какого-то другого участка Великой Китайской стены, не критика стены или таксиста или КПК или кого-то ещё. Просто повествование о моей поездке, такой, как я её запомнил (возможно, что-то я слегка привру, не со зла — а по причине забывчивости). Краткое повествование я также публиковал, можно почитать его. Это по сути повторение краткого повествования, но стараюсь новые фотки выкладывать.
Итак, Мутяньюй. Почему этот участок Великой Китайской стены, а не какой-то другой? Ну, я руководствовался следующим: во-первых, хотелось посетить какой-нибудь живописный участок. Во-вторых, не самый заполненный туристами. В-третьих, с какой-никакой, но цивилизацией.
Теоретически. В интернетах написано, что для того, чтобы добраться до участка Мутяньюй, можно поехать на станцию Dongzhimen. Я её буду называть Донгжимень или Дунчжимень (вроде, правильно читается Дунчжимэнь), и оттуда поехать на автобусе 916 экспресс в сторону города Хуайроу. Есть менее извращённые способы: туристический автобус от Тяньаньмэнь, есть вроде бы даже прямой автобус в 7 утра от Донгжимень. Затем водитель или кондуктор помогут выйти где надо, у выхода будут таксисты, которые (обычно) за 20-50 юаней с рыла в один конец довезут до стены, на маленьких микроавтобусах или на частных машинках. Опять же, вроде бы, написано, что за 20-ку можно доехать на ржавом ведре с болтами, а не ведро с неболтами предложит повезти за полтинник с человека и надо торговаться до 30. Надо понимать, что сначала мы едем 2 часа за 12 (или 13?) юаней на государственном автобусе кровавого коммунистического режима™, а затем 20 минут за 30 юаней на прекрасном частном капиталистическом водителе, которых, как известно, в Китае нет. Но у меня было веселее. Даже более того, о такой поездке к Великой Китайской Стене, как у меня, я ни разу ещё не слышал и не читал.
Однако, обо всём по порядку.
Покинув зону Arrivals, мы отправились на Аэроэкспресс (25Ұ с человека). Билет в автомате купить не получилось, сунул купюру на 100Ұ, сказал "three" и показал три пальца. Мог бы, конечно, сказать "сань" (три). Но я чё-то боюсь, что поймут неправильно, или начнут говорить по-китайски, так что предпочитаю на пальцах. Если уж не поймут — буду пытаться по-китайски. Затем мы уселись в аэроэкспресс и поехали в город. Из окна примерно такой вид:
Добравшись до станции Дунчжимэнь, мы несколько растерялись. Станция метро большая, ездят поезда по кольцевой, ездят поезда до аэропорта, а тут ещё надо где-то найти автобус. И вот тут-то мне на помощь приходят всякие киоски с информацией. Я как-то постеснялся поначалу останавливать людей (мол, они спешат, по-английски не говорят, и всё такое), и обращался в официальные государственные киоски. Впрочем, по-английски там тоже не говорят. Я говорю им по-английски, но мог бы и по-русски говорить и даже мычать. Они мне отвечают по-китайски, и показывают пальцем, куда идти. Я хотел сначала купить китайскую транспортную карту, дабы ездить подешевле. Но первый же опыт общения с китайцами за пределами аэропорта натолкнул меня на мысль о том, что в разговорнике у меня нет иероглифа "Bejing Transportation Card", и я даже не узнаю, надо ли нам на троих человек три карты (наверное, надо), можно ли по ней ехать в аэроэкспрессе (наверное, да) и как потом за неё деньги вернуть (вообще ужас, походу).
Дошли до какого-то открытого перрона автовокзала. Стоят несколько автобусов, железячки для упорядочивания очереди. Где-то сверху написан номер автобуса (и иероглиф экспресс тоже есть!). Идём туда. Заходим внутрь. Показываю "разговорник", номер с иероглифом. Водитель кивает. Даю денег — не берёт, показывает на ящик. Подбегает кондуктор и говорит что-то вроде "мани" и показывает на ящик. Показываю ему сотню — мотает головой, говорит что-то вроде "small money, buy water" и показывает на выход из автобуса. Там на перроне стоят какие-то горемыки, продают какой-то хавчик и жрачку. Наверняка, какие-то невидимые барыги без лицензии и не платят налоги ;-). Купил две бутылки, собрал в кулачок юани и протягиваю их кондуктору. Кондуктор пересчитывает, шёпотом считает (прям как немцы-продавцы), сколько-то отсчитал и засунул в ящик. Спрашивает чё-то, я ему отвечаю "Хуайроу, Мутяньюй", и в листок тыкаю. В листок смотрит, иероглифы видит, кивает, вглубь автобуса показывает. Ну, мы прошли, сели туда, где были места. Сидим, разговариваем, обсуждаем. Я вглядываюсь в иероглифы со списком остановок, даже, кажется, научился их различать. К сожалению, никакого интернета нет в наличии — ни с 3G, ни с автобуса, ни в поезде аэроэкспресса, ни в метро, ни на автовокзале. Нигде. Едем, смотрим, ждём.
Места красивые, дороги хорошие. Пожалуй, даже получше, чем в Московской области. Или нет. Или только мне так повезло. Или недавно отремонтированный участок. В общем, шут его знает. Что ещё вспомнить, куда ещё смотрим-то… Удивило наличие в салоне автобуса помойного ведра. Китаёзы едут и жрут всякое, и кидают туда мусор.
Постоянно прибегает к нам этот кондуктор (может, и не кондуктор вовсе, конечно — но как минимум мне показалось, что он кондуктор). Ну или может, не к нам, а к помойке поблизости. И харкает туда. И с нами разговаривает. Иногда до того как харкнёт, иногда после. Иногда и до и после. Если он мне говорит "Хуайроу", я ему отвечаю "Мутяньюй", если он мне "Мутяньюй" - я ему "Хуайроу", а ещё он мне иногда говорит "Хандрит", я притворяюсь дебилом. В общем, я долго не мог понять, к чему этот наш разговор. Потом у меня появились кой-какие предположения. За пару остановок до Хуайроу, показывает нам кондуктор, мол на выход вам, лаоваи! Ну чего делать, на выход — так на выход. Я ж умный, я ж интернеты читал.
Лирическое отступление. Лаовай — 老外 — это иностранец по-ихнему. С умеренно негативной коннотацией, ну вроде словечек "нерусь", "гайдзин", "фаранг", "гой". Но ближе всего к этому — "папуас". Все же помнят, как белые люди приезжали в африку, помогать африканцам и дружить с ними? Ну, заодно можно поменять золото на цветные бусы. По дружбе. Вот и у китайцев так. Лаовай — это туповатый иностранец с мешком денег, которому надо помочь расстаться и оставить мешок тут во славу Мао Цзе Дуна, Лао Цзы, Сунь Цзы, Ден Сяопина и Коммунистической Партии Китай, хо-хо-хо!
И вот выходим мы — в каком-то чистом поле. Нет, ну то есть вокруг что-то типа деревни. Небольшой китайской деревни на 100000 китайцев. Стоим и офигеваем от. И ищем глазами маршрутки, которые должны устроить между собой грызню, чтобы только нас довезти до Великой Китайской. Нету! И что делать?! Но чу! Перед нами вновь материализовался наш любимый китайский кондуктор, назовём его, к примеру, Хуайроу Мутяньюев!.. И ведёт он нас к БЧД (Большому Чёрному Джипу), и говорит садиться в него. И сам садится. И автобус уезжает. И ты горишь. И велосипед горит. И дорога горит. И всё горит! И ты в аду. (Чтоб было понятнее: представьте, что вы едете в Макарьево в монастырь, с намерением пересесть в Саранске. А вас высаживают в конце Лямбиря. Языка вы не знаете, где Саранск и где монастырь — тем более, интернета нет).
Итак, мы уселись. И вот едем мы на большом чёрном джипе, уже наверное минуты полторы! И тут где-то в моей голове начинает мигать красная лампочка с сигналом тревоги. "Хау мач?", говорю. Мутяньюй-Хуайроу, человек и пароход, кондуктор и таксист, лишь отвечает что-то вроде "Донт ворри". Где-то в голове, помимо мигающей красной лампочки, одновременно начинает реветь сирена пожарной тревоги. Ещё раз говорю "Хау мач?". Водила отвечает "70". Ничего себе, думаю я. Наверное, раз я в автобусе с ним не торговался, он начал сам с собой торговаться от моего имени, и дошло уже до 70 (Пока я брился в ванной, жена у меня что-то спросила, сама себе ответила, сама с собой поругалась — и из ванной я вышел разведенным человеком). Переспрашиваю: 70? Он пишет на листке бумаги "70 + 70 + 70 = 210". Своей рукой пишу ему "50 + 50 + 50 = 150", не соглашается, гадёныш. Мол, лонг райд, биг кар и вообще.
Если подумать, на самом деле непонятно, кто из нас был в более уязвимом состоянии. То ли я, беспомощный и в незнакомом месте. То ли он, бросивший работу ради наживы (вероятно, если про это на работе узнают — то плохо ему будет). Наверное, всё-таки он — я в тот момент уже начинал прозревать про Китай, но прозрение не пришло ещё окончательно. Сейчас, конечно, точно знаю, что он. Представляете себе звонок в полицию: "Привет, я иностранец. Сижу себе в автобусе, ничего не делаю, починяю примус, и тут ваш кондуктор меня с автобуса высаживает, сажает в большой чёрный джип и везёт куда-то. Говорю, мол, скажи, мил человек, зачем ты меня везёшь? Выпусти меня! А он мне: с тебя 210 юаней. Да, да, есть доказательства, вот у меня в руках листочек с надписью 70+70+70=210, вот номер большого чёрного джипа, ехал на таком-то автобусе, на Дунчжимене обращался в окошки с информацией. И было нас трое человек, один лаоваистее другого. Да вы спросите кого угодно, хоть пассажиров автобуса — все нас видели. Ещё какие доказательства? Ну, клянусь мамой, Путиным, и моей великой Советской родиной". Ну ладно, ладно, это я пытаюсь шутить, чтобы не так скучно было мой длинный пост читать. Понятное дело, если бы я обращался в полицию, я бы не обманывал — просто сказал бы всё как есть. Если кто думает, что "для китайцев мы все на одно лицо" - ну, пусть так думают. Просто представьте: вы живёте в Лямбире или ехали в автобусе, проходящем через Лямбирь. В автобусе ехало 3 японца. Или корейца. Или бог весть кого. Но три! В красной куртке, чёрной куртке и чёрно-оранжевой куртке. Достаточно для идентификации? ))) А уж сколько человек, возможно, сфотографировало нас изподтишка…
Ну, всё-таки мы решили, что мы слишком утомились и вообще. Хочется стену посмотреть, а не с этим Хуайроу Мутяньюевым ругаться (хотя 60 юаней это 10$, может, и стоило). И таким образом, мы смирились с тем, что нас облапошивает таксист, и едем дальше. Кстати, дорога и ослепительно голубое небо, которое сводило с ума фотоаппарат и портило снимки (попробовал исправить посредством Google Фото, оно потемнело, но остальное стало лучше видно):
А вот ещё я выяснил, что китайцы просто обожают хлопать других людей. Каждый раз, как водитель видел вокруг что-то интересное, он хлопал меня по руке или коленке, и показывал. Показывал снег (видимо, там залили каток и поставили снежную горку), показывал Великую Китайскую стену издали. Ещё что-то показывал, но я так и не понял, что это было.
Приехав на место, я понял, что теперь мы, кажется, ручные лаоваи нашего Хуайроу Мутяньюева. Он практически под ручку довёл меня до билетной кассы, а когда мне не хватило денег на билет — даже добавил свою сотенную. Потом я попросил его показать мне банкомат, снял пятихатку и сотню сразу вернул, конечно же. Он объяснил, походу, продавашке, что мне надо сдвоенный билет на подъёмник и тобогган (не факт, что я бы сам это объяснил, многие покупают отдельные билеты). Забавно, что он достал из бардачка какую-то штуку, подъезжая к стене, но ей так и не воспользовался, вместо этого здороваясь с полицейскими. (Опять же "Алло, это туристическая полиция? Мне кажется, наш водитель то ли дал взятку полицейскому, то ли чего — но не заплатил на проезд на территорию Мутяньюй!", но нет — гулять так гулять ;)). И Хуайроу Мутяньюев довёз нас прямо до самой стены, в 50 метрах от подъёмника. И, конечно, сходу зарядил 210 юаней за обратный маршрут.
Наверное, где-то у него в мозгу это должно было быть примерно так: "Лаоваи отсюда без меня не уедут, круто-круто-круто, 420 юаней нахаляву за полдня, ура-ура". Но нет. Я вручаю ему деньги за поездку. Он их не берёт. Говорю, я с тобой не поеду, потому что слишком дорого. Говорит, давай 200 тогда. Говорю, я хочу остаться тут и найду сам транспорт. Он говорит, что меня тут оставить не может. Я говорю, что оставить придётся и что мы не договаривались, что я на нём обратно поеду. (Сейчас я, кажется, понимаю, что если сюда приехали туристы на машине, на ней они и уедут. Приехали на автобусе - на нём и уедут. То есть я уехать, возможно, не смог бы вовсе. Ну, если бы не прошёл 3 километра до остановки государственного автобуса). Он впаривает свои услуги, и тут я говорю, что вообще он мне надоел и я с ним не поеду, даже если мне для этого придётся обратиться в полицию, цзинь-чха. Должно быть, общение с китайскими полицаями не входило в планы нашего кондуктора-таксиста (да и на самом деле, вот как вы объясните свой прогул — "Ну, мне стало скучно, и в поисках смысла жизни я взял, оставил рабочее место и повёз куда-то лаоваев"?), и он пошёл со мной к своему другу, который говорит по-английски.
Друг китайца сходу дал мне понять, что он практически мой самый лучший друг. Мол, "чего это Хуайроу тебе сделало? Обманывает, что ли? Это плохо. Давай с ним разберёмся!". Говорю, что жулик он и довёз меня сюда за 210 юаней. Теперь вымогает ещё 210 за обратную дорогу. Говорю, мол, я хоть и тупорылый лаовай, но знаю, что 210 это очень дорого, и ехать с ним не буду.
— Ну, так бы и сказал, — говорит мой новоиспечённый друг, — Давай я с ним договорюсь, чтоб он вас за 30 юаней с носа назад вернул.
— Да у вас тут прямо целая банда", говорю я. — Он меня обманывает и ты меня обманываешь, это дорого и не поеду я за 30 юаней.
— Хуайроу Мутяньюев не может тебя оставить здесь
Говорю, ну пусть назад бесплатно тогда везёт. Но нет, тут начинается старая песня "Оооо, биг кар, лонг райд". Мол, вообще никак бесплатно не повезёт. Где-то далеко и когда-то давно, кажется это было в какой-то далёкой заснеженной России в ноябре, я пытался себе представить, как я буду торговаться с таксистами, чтобы они меня отвезли в Хунло-Сы, храм красных улиток. Ну, типа день всё равно потерян, больше в округе смотреть не на что, а это хоть какая-то развлекуха. Ох, не так я себе представлял торговлю с таксистами. Говорю, окей, а может он меня тогда отвезти не в туда, где взял, а в Хунло-Сы. Хунло-сы? Хунло-сы! (и тычу в иероглиф 红螺寺). Хунло-сы, хунло-сы! Договорились. Тут мимо пробегает, походу, русский гид или типа того. Или просто казахский китаец или типа того. Ну, в общем, он какого-то некитайского вида был, а с уклоном в европейский. Спрашивает, мол, в чём дело?! Да вон говорю, жулик меня наколоть пытается. А чего такое? Ну, далее мой краткий пересказ. Когда назвал ценник 210, он аж присвистнул. Когда спросил, дорого ли по 30 с рыла — ну плечами пожал, мол, нормально, но можно было и получше сторговаться. Ну ладно, отмеряем 3 часа, через 3 часа нас ждёт Хуайроу Мутяньюев, кондуктор-таксист, и мы поедем в Хунло-Сы. А сейчас — нас ждёт она, стена!