Коротко о поездке на Великую Китайскую стену

· На чтение уйдёт 9 минут · (1822 слова)

Итак, мне всё-таки довелось побывать в Китае, и, помимо прочего, посмотреть на одно из "Новых чудес света". Я ещё планирую написать про это поподробнее, но пока что вкратце расскажу о впечатлениях о Пекине, китайцах и стене.

Китай, — тот, который городской, — вовсе не такой бедный, как о нём часто думают. И не такой уж и отсталый. Бетон, бетон, бетон, фабрики — чисто СССР. Всё дымит, всё работает, всё движется. Движется, к слову, на современных скоростях. Аэроэкспресс в Шанхае (там я не был, но всё же) летит до 430 км/ч. Аэроэкспресс в Пекине несётся всего лишь со скоростью 100 км/ч. Не дотягивают до московских 130 км/ч, но тоже неплохо. И вайфая нет, в отличие от московского (с вайфаем там вообще плоховато). Зато дешевле (вообще транспорт в Китае мне показался дешевле).

Китайцы — наш вечный то геополитический союзник, то враг. И у нас много общего. Или не очень много. У нас огромные пробки, у нас кладут на экологию, у нас переполненное метро. У нас "смекалочка" и никто не боится поставить людей вместо роботов, если так будет лучше. Например, китайский аэроэкспресс для выхода из него просит скормить ему билетик обратно (NFC-чип-то не лишний). После чего распахивает створки: "проходи, дорогой товарищ". Но час пик, аэроэкспресс переполнен… и контроль на себя берут китайцы. Воротца не закрываются, пропускной контроль вручную. Получается быстрее.

Поездка у меня выдалась во многом забавной. По-китайски я не понимаю, но у меня с собой был листочек, личный разговорник, с самыми крутыми и нужными фразами: "Я потерялся", "Помоги", "Не понимаю", "Меня обокрали / убили / съели", "Как добраться до аэропорта", "Вызовите мне такси / ментов / скорую" и тому подобными. Также там были названия остановок и населённых пунктов. Само собой, на трёх языках (даже по возможности на 4х): русский, английский, китайский, транскрипция. От английского, как оказалось, толку не больше, чем от русского. Можно было и не писать, место бы сэкономил. Ладно, ближе к делу. В Пекине есть такая штука, называется Донгжимен. Автовокзал. В интернетах узнал, что без бутылки в нём не разберёшься, поэтому я делал так: берётся бумажка, в бумажке написан номер автобуса и иероглиф "экспресс", ноги направляются к стойке информации / продажи билетов, лицо принимает вопросительное выражение, ротовая полость издаёт любые мычащие звуки, с вопросительной интонацией. Можно хоть по-русски говорить, хоть по-марсиански, разницы никакой. Добрые китайцы всё понимают и тыкают куда надо. В общем, пока всё шло хорошо и обещало быть увлекательнее и дешевле, чем купить экскурсию за 400-600 юаней. Сели в автобус, заплатили по 12 юаней, поехали.

Китайцев принудительно переводят на оплату карточками (так дешевле). Но объяснить, что мне нужна карточка, я бы не смог. Наличными платить плохо: никто ими не платит. Пришлось разменять деньги, купив водицы. По 1 юаню за поллитра, 20 рублей литр. Нормально. Разменянные деньги кидаются в ящик, из которого никто ничего достать не может. Всё, проезд оплачен. Контролёр спрашивает, куда едем мы — тыкаю в него бумажкой, на которой написано два варианта остановок. Он всё лопочет имя населённого пункта, и участка стены. Ну ок, ладно, пусть лопочет. Показывает пантомимой, что покажет когда выйти и вообще. В середине поездки подкатывает к нам и начинает что-то лопотать, кажется, про хандрид (сотню). Я старательно изображаю недоумение, в общем пофиг. И вот, примерно на полпути, он нам как бы показывает, что всё, пора выходить, тут такси на мутянью (к китайской стене). Окей, выходим, говорю — веди нас к такси. Ну он ведёт к большой машине, нас сажает и сам садится. В общем, бросил работу, чтобы нас довезти. Чувствую, дёшево нам это не обойдётся. Ну, думаю, хандрид это нормально, там пишут что 50-75 юаней с рыла выходит за поездку. Но вот не нравится мне это всё, короче говорю, напиши на листочке. Китаёза пишет - получается 70+70+70. А мы уже едем (езда китайцу вообще не помеха, хоть писать, хоть торговаться). Пишу 50+50+50, он башкой мотает, говорит биг кар, лонг райд. А сошли мы, к слову, не там, где полагается, но без интернета нормально не воспользоваться картами, маршрутов никаких нет, всё плохо. Ладно, хрен с тобой, золотая рыбка, думаю — обратно уже нормально буду ехать. Конечно, надо бы тут сделать злое лицо, сказать, что он скотина и мудак, и не поедем мы на нём, а будем следующего автобуса ждать, а что он из-за нас работу прогулял — ну его проблемы, пусть там сам отчитывается перед своим Мао Цзе Дуном. Но нет, в салоне комфортно, кондиционер работает, всё красиво — не то что в автобусе. Ладно, говорю, едем.

На месте счастливый гид рисует мне, что обратно за 210 юаней всего-то навсего он меня довезёт. Говорю, а вот иди-ка ты нафиг. Он говорит "а я не могу тебя тут оставить", я говорю "а я останусь". Он уже пишет 50 юаней, всё равно посылается нафиг. Он ведёт меня к англоговорящему товарищу, а сам-то он знает слов примерно как Эллочка-людоедка. Товарищу объясняю, что мол водила оборзел — довёз меня сюда за 210 юаней, и назад задорого хочет. А я не хочу так ехать. Товарищ говорит "да, мол, нехорошо, давай поедешь как все белые люди, по 30 юаней". Говорю, да ну его нафиг. Товарищ говорит "ну так нельзя, надо чтоб он тебя назад отвёз". Говорю "мне вообще назад не надо, мне надо в Хунлао-сы, храм красных улиток". Они о чём-то там говорят, - в общем, порешили, что за 90 юаней нас довезут до этих Хунло и сы. Тут как раз мимо пробегал русскоязычный какой-то гид, говорит, мол, что за шум, а драки нету?! Ну, рассказываю ему в двух словах. Ценник, по которому ехали сюда, его явно позабавил, обратно — ну, я так понял, можно было ещё сторговать (уж не уверен, что за бесплатно, но юаней за 50 за всех — точно). Ну да ладно, уже всё решили, тем более в интернетах написано, что от этой Хунло-сы можно уехать в Пекин на обычном автобусе.

Растёт благосостояние китайского народа, растут и цены. Ещё полтора года назад в отчётах красовались цифры вроде "35 за вход, затем 50 подъём, 50 спуск, 80 подъём + спуск". Увы и ах, нынче мне это обошлось вроде в 140 юаней на человека. На билетике была цифра 70, если память не врёт. То есть, вроде, вход 40, подъём 70, спуск 70, подъём + спуск 100. Уже точно не помню, неделя прошла. На минуточку, 1400 рублей на человека: подняться на стену на подъёмнике, и скатиться с неё на тобоггане. На этом фоне и "такси" уже не такой обдираловкой смотрится. А уж на фоне экскурсий за 400 юаней и подавно. На тобоггане мне понравилось :) Спустился с ветерком.

В общем, дальше мы приехали к Хунло-сы, и таксист уже не был так весел и окрылён, как в начале поездки. Явно рассчитывал на то, что и обратно меня довезёт за 210ю. Предложил довезти нас до туда, откуда взял, за 100 юаней за всех. Я, понятное дело, отправил его восвояси. Руки мы таки друг другу пожали, и он уехал.

Храм посмотрели и захотелось кушать. Нашли единственное кафе, и мы походу, там были единственные лаоваи за очень-очень долго времени. Но, путём тыканья в картинки блюд, и совершения иных жестов, смогли договориться. Дальше, как бы невзначай, в кафе зашло, наверное, человек 10 разных китайцев. Кафе это отдельная песня, ещё потом попробую написать. Дальше — открываю я карту, а там единственная точка, напоминающая остановку, в трёх километрах. Open Street Map в Китае в дикой деревне плохо работает :). А ничего кроме — и вовсе нет. Ну, где наша не пропадала, старая песня: подхожу к китайцу, тыкаю ему в номер автобуса, мычу, иду, куда он скажет. Кстати, угадайте, кто помог мне найти остановку? Правильно, таксист! И не предложил за 100 юаней довезти, а просто показал, что к чему. Ну и вот, такими темпами я оказался на разделительной полосе между двух дорог, с другими китайцами вместе. Это такая в той деревне остановка. :)

Они сели, мы садимся, показываю водиле номер. Тот башкой мотает, мы выходим. Но это ж брат по разуму, у него-то соображалка работает (это вам не тупой таец), он выходит из автобуса и спрашивает "хей, хей, бэйцзин?". Говорю "Ес, Да, Ши, Бейцзин". Тот улыбается, в автобус заходит, показывает, мол, и вы заходите. Ну, и мы зашли. А заплатить не можем, денег только сотка, и никто воду рядом не продаёт :-(. Два китаёзы между собой что-то начинают обсуждать, спрашиваю одного "поменяешь мне 100"? он пальцем в водилу тычет. Водила выгреб всё, что у него в карманах было, но наскрёб мне как-то 100 мелочью. Теперь, говорит, кидай в дырку деньги (в первом-то автобусе контролёр сам кидал). ОК, кинул деньги. Ну и всё, поехали.

Получилось дорого, но всёж-таки не дороже экскурсии, да при этом ещё и интереснее, и посмотрели больше. Экскурсия: ну пусть 400 юаней, включает в себя вход на стену (40) и обед (50). Получается, 300 юаней за трансфер. У нас за трансфер получилось 12 + 70 + 30 + 12 = 124 юаня, и море экстрима :). Поели примерно на 50-70 юаней каждый. Всё равно экономия заметна.

Обратный автобус, к сожалению, видимо, не был экспрессом. Ехали мы около 3-4 часов, в том числе из-за жутких пробок. Хотел, блин, сойти с автобуса, когда мы в 3 км от аэропорта были. Надо так было бы и сделать. А мы ехали 20 км по пробкам, больше часа - где-то полтора. И потом аэроэкспресс ещё, 25 юаней с человека. А сошли бы в 3 км, дошли бы пешочком (да даже мб доехали на такси), вышло бы и быстрее, и дешевле, и интереснее.

Если надо совсем бюджетный вариант: никакого аэроэкспресса, строго метро. Дольше, больше китайцев, зато 2 юаня вместо 25. От Хайроу ехать на маршрутке, не платить больше 20 юаней. Взбираться и опускаться на своих двоих. Тогда получится: 2 + 12 + 20 + 40 + 20 + 12 + 2 = 108 юаней на всё-про всё, аэропорт - донгжимен - хайроу - мутяньюй - хайроу - донгжимен - аэропорт. Надо иметь хорошую физическую подготовку, и не иметь рюкзаков. Мы путешествовали налегке, без сумок, поэтому за плечами были рюкзаки с одёжкой. С рюкзаками уже подниматься непросто, если ты не турист. Да и тобоггана хотелось :).

Резюмирую: стена - крутая, Пекин - дорогой, китайцы - дружелюбные и изобретательные. В городе пробки, китайцев — пруд пруди. Я знал, что с английским всё в Китае плохо, но не ожидал, что настолько (думал, что только в глухих деревнях). Так или иначе, за пределами аэропорта я встретил лишь двух англоговорящих китайцев и одного русскоговорящего. Всё, финита. Поедете в Китай — делайте себе разговорник.

Ещё сложилось ощущение, что Китай (во всяком случае те места, где мы были) — практически самое безопасное место на земле из тех, где мы были. В деревне при храме ли, на Мутяньюй, на автовокзале или в случайном городе (название которого я даже не знаю) между Пекином и Мутяньюй — меня ни на секунду не посещала мысль о том, что нашему здоровью или жизни или даже кошельку может угрожать какая-то опасность. Даже таксист не может меня нагреть на деньги без моего на то согласия. И да, я понимаю, что по размеру территорий Китай уступает только Канаде и России. И раз Канада и Россия (да и другие большие страны, например, США) везде разные, то наверняка и Китай тоже бывает разным. Но суровые северные китайцы мне прямо-таки понравились.

Полезное