Про милостыню

· На чтение уйдёт 4 минуты · (654 слова)

Зацепил меня пост на фэйсбучеке, про бабушку, которая на хлебушек просит, ибо санкции. И вот подумалось, что надо бы немножко порассуждать на эту тему. Сам я лично с некоторых пор милостыню не подаю в принципе. А эти самые деньги я лучше отдам или переведу кому-нибудь, кто что-то полезное делает. И вот почему:

Вообще говоря, "глаза у меня раскрылись" на это, когда мать показала погорельцев, у которых всё-всё-всё сгорело, а они не хотят брать вещами. А уж те, кому не хватает на еду, без жадного голодного блеска в глазах… Если вы нормальный мужик со здоровым мужицким аппетитом, представьте, что сутки не ели. Заходишь в магазин — хочешь купить полмагазина, заходишь в ресторан — заказать половину блюд из меню. Видишь на улице человека с булочкой — хочется разорвать его напополам и съесть половину человека и половину булочки. Пройдёшь мимо такого голодающего с едой — он и глазом не моргнёт.

А уж эти замечательные места, где принято подавать нищим. Возле храмов. Вокзалы. Электрички. Переходы. Поговаривают, что там целая мафия занимается распределением хлебных мест. Что случайный человек там стоять не может, а стоит тот, кто больше всех собирает (и лучше всех делится). Кому не досталось хлебных мест — просто разбирает себе центр. Вне центра ж какие люди живут? Которые от всей души голодному бутерброд подадут. А зачем профессиональному попрошайке бутерброд?

Разоблачить таких нищих просто. Достаточно почитать интернеты: там расскажут, что "мафия нищих" — это иерархическая структура, где "топ-нищие" занимают самые лучшие места, а остальные — что останется. Что все они заносят денег специально обученному надсмотрщику. А тот уже заносит по цепочке. По одной из версий — бандитам, по другой — ментам.

Поговаривают, что мафия не стоит на месте, и в последнее время максимально идёт работа над диверсификацией и написанием сценариев. То есть сценарий должен быть короткий, чёткий и жалостливый. Кто-то подаст на храм, а кто-то на приют для животных. Кому-то ближе бабушка, которой не хватает на хлебушек; кому-то воин-афганец. Кому-то дети Донбасса, кому-то хочется купить ополченцам экипировку, а кому-то вовсе даже наоборот. И чем больше сценариев — тем больше охват аудитории, а значит — и прибыль. Самый грубый пример видел недавно в Москве, в переходе. С одной стороны сидит девочка с надписью "Подайте ради Христа", с другой — юноша с надписью "Подайте ради Аллаха". По уму, неплохо бы ещё в середине разместить "Подайте на дорогу до Тибета", но две основных монотеистических религии уже обеспечивают отличный охват аудитории.

А зачем нужно многообразие легенд, если лучше всего работают несколько основных? Да просто надо занять рынок. Иначе ведь может придти, например, настоящий буддист, который собирает милостыню на путь до Тибета. Да и подозрительно будет смотреться, если все нищие будут стоять тоько с 5-6 основными табличками, не так ли?

Но это только первая сторона медали. Предположим, что вон тот попрошайка вовсе не пойдёт просить на хлебушек у следующего, а действительно голодный и пойдёт перекусить. Хлебушек он этот купит по розничной цене, а не по оптовой, как мог бы сделать грамотный организатор. Да и вообще не факт, что он знает, что именно лучше всего купить. И не факт что купит то, что надо — может, шёл, шёл он в булочную и увидел бутылку водки. Поэтому я и говорю про "лучше всего" — покупку с оптимальным соотношением цены, качества и полезности.

Нетрудно догадаться, что я намекаю на то, что специально обученный прошаренный человек знает, на каком оптовом рынке дешевле закупить продукты. И вполне возможно, что на сумму, достаточную для покупки 5 хлебов и 2 рыб в мага он не накормит 5000 человек. Но увеличить число накормленных он может. Или вдруг случилось так, что прямо сегодня сорвался банкет в каком-то ресторане, и готовые блюда пожертвовали неимущим, зато в город приехал калошефоб и исколол всем неимущим подошвы на их галошах. Тогда имеющиеся деньги выгодно потратить на ремонт галош, а не на еду.

А как же отличить хорошего организатора от плохого? Не уверен, что мой алгоритм хорош, но всё-таки. Как по мне — хороший организатор — это тот, у кого есть рекомендации от людей, которым вы доверяете.

Полезное